В комментариях к одному из постов зашел разговор о мизу-агэ (он же "мидзу-агэ", он же "мидзуагэ") - ритуале лишения майко девственности. Должна сказать, я слышала диаметрально противоположные сведения об этом действе: начиная от того, что в мире гейш факту лишения девственности вообще не уделяли никакого внимания, и заканчивая тем, что это событие было сверхважным и чуть ли не сопровождалось аукционом за право его совершить.
Вот тут дискуссия, если кому-то интересно. Там половина мифов развенчивается.
А в процессе я вспомнила, что в книге Лизы Дэлби "Гейша" приводится описание этой процедуры. Со слов одного из клиентов гейш, поэтому прямвотсразу верить не надо. Но как еще один взгляд на вопрос - интересно.
Большая цитата, уж очень ремарки интересные...Когда мое присутствие получило объяснение (то есть, стало понятно, почему американка в качестве гейши пришла на вечеринку - M. G.), гости проявили шутливую озабоченность сделать мое обучение полноценным.
-Вы знаете, что такое мизу-агэ? спросил глава корпорации, бывший почетным гостем.
Молодые гейши захихикали, другие сделали вид, что шокированы.
-Только из книг, - ответила я, вспомнив, что на жаргоне квартала удовольствий это означает первый сексуальный опыт женщины.
Обрадованный представившимся случаем развить эту тему, глава корпорации продолжал:
-Позвольте, я расскажу, как происходит мизу-агэ. - Предчувствуя, что сейчас начнется самое интересное, все гейши вытаращили на него глаза. - Значит, так. Не знаю, как это делается теперь (70-е гг. XX века - M. G.), а раньше мизу-агэ занимало семь дней. Окасан дома гейш выбирала мужчину, который начнет это первым. Надо иметь в виду, что дело это чрезвычайно ответственное. Молодой человек для этого не годится, он бывает неотесан и слишком груб. Здесь требуется человек пожилой, состоятельный и добросердечный.
-Как вы, сятё-сан, - пропищала Итиумэ.
-Верно, я - идеальный клиент для мизу-агэ. Если перед вами встанет такой вопрос, мы можем об этом потом переговорить. - Гейши разразились хохотом. - Понимаете, такой мужчина в мизу-агэ - это что-то вроде трутня в семье медоносных пчел. После исполнения своей первичной функции он больше с этой дамой дела не имеет.
Молодые участники застолья, не знающие, что обычаи в мире гейш бывают куда более пикантными, оживились:
-И это все занимает семь дней, сатё-сан?
-Окасан или другая опытная гейша приготавливает спальню. Поверх покрывала возле подушек они кладут три яйца и выходят в соседнюю комнату. Изредка они там покашливают или шебуршат, чтобы девушка знала об их присутствии.
-Как интересно! - вставляет Ититэру, досконально освоившая современную практику интимных отношений.
-Мужчина предлагает майко лечь; тут он разбивает яйца, желток проглатывает, а белком смазывает ее заветное место, говоря: "Это мизу-агэ. Покойной ночи, дорогая". Затем гасит свет и выходит. На следующий день все готовится точно так же, он разбивает яйца, проглатывает желток, а белком смазывает у девушки между ног. "Это мизу-агэ. Приятных сновидений, дорогая". И так каждый вечер, день за днем. Но каждый раз он своими пальцами, смоченными в белке, углубляется все дальше и дальше. К концу недели майко привыкает к этой короткой процедуре и чувствует себя совершенно свободно. В этот момент мужчина, который, как понимаете, хорошо укрепил себя съеденными яйцами, легко совершает мизу-агэ.
Старшие женщины расхохотались.
-Я прошла мизу-агэ, когда мне было шестнадцать, - сказала мама Дай-ити, вспомнив свои годы, когда была майко. - Несколько лет назад, перебирая с приятельницами прошлое, мы удивлялись: у нас у всех все происходило точь-в-точь. А потом выяснилось, что у нас у всех на мизу-агэ был один и тот же клиент!
-А как это делается теперь? - спросила я, понимая, что более удобного случая разузнать побольше насчет секса в среде гейш, может, больше и не представится. На эту тему они, понятно, много не распространяются.
-Сейчас все по-другому, - ответила окасан. - Теперь церемония мизу-агэ больше не проводится. Сейчас майко проходят это на первой ступени средней школы; они уже все знают, не то что мы. Правда, Итиумэ? Они во всю гуляют с мальчиками и взрослыми. Тут о мизу-агэ и речи нет, тут все делается совсем по-другому.
Лиза Дэлби, "Гейша"Этимология слова "мизу-агэ"В комментариях автор приводит интересную этимологию слова "мизу-агэ".
"Этимология термина, как многое в быту карюкаи, связана с рядом ассоциаций и также является эвфемизмом. "Мизу" означает "вода", а "агэ" - "разгрузка". Первоначально "мизу-агэ" имело значение "коммерческий доход", посколько было связано с эксплуатацией водного транспорта, и применялось в мире развлечений, который, как мы уже знаем, также именуется "водяной бизнес". Во времена легальной проституции плата за этого рода услуги заносилась в бухгалтерские книги, которые назывались "мизу-агэ тё", "отчет о доходе". Так соединились два этих далеких по смыслу понятия.
@темы:
КОНЦЕПТуальная трава,
Япония,
Гейши
Допустим, Лиза Дэлби ничего не выдумывала, эту историю ей действительно рассказали (она же серьезный человек, антрополог, и не фантастику писала). Но рассказал один из клиентов, на банкете, возможно, уже слегка пьяный. С другой стороны, старшие гейши не опровергли его слова, а в какой-то степени подтвердили своим одобрением и откровением. С третьей, может быть, они не хотели человека обидеть - клиент все-таки, а они все-таки гейши.
В любом случае, любопытно именно как одна из вариаций, которая выдана не гайдзином, падким на некий мифический "разврат Востока", а самим японцем, причем, похоже, "старой закалки".
Да и вообще, интересно: описано, как у них все происходит на засики (вечеринках), какие разговоры ведутся, какие люди приходят.
Я сейчас читаю "Настоящие мемуары гейши" (знаешь, наверное, эту историю с гейшей, которая консультировала Голдена, а потом возмутилась, что он все переврал, и написала свою книгу). Думаю, там сведения еще достовернее. Поглядим, что напишут.
Поглядим, что напишут. Буду ждать цитат с твоими комментариями
Если это правда, остается только удивляться и восхищаться, до чего люди могут додуматься...)
Буду ждать цитат с твоими комментариями
Пока у меня больше вопросов.
В любом случае, любопытно именно как одна из вариаций, которая выдана не гайдзином, падким на некий мифический "разврат Востока", а самим японцем, причем, похоже, "старой закалки".
Полностью согласен с твоим мнением. История вполне может быть пьяной похвальбой клиента. Слишком красиво. Особенно если учитывать, что описываемый ритуал должен был проходить в районе 50-х годов. А это время упадка профессии. Но отметать ее, как совсем не имеющую реальной подоплеки, тоже нельзя. Стоит также учитывать, что в каждом городе, если не в каждом заведении, ритуал мог имень свои особенности.
К сожалению, по настоящему хороших исследований истории японских веселых кварталов раз два и обчелся.
Я так понимаю, еще и сама тема не очень-то открытая. Кажется, той же Ивасаки Минеко, которая написала "Настоящие мемуары гейши" многие так и не простили, что она рассказала "слишком много". Впрочем, лично я ничего шокирующе откровенного (именно с точки зрения описания быта гейш) не вижу. Ну, так то я, а они десятилетиями, может, свои тайны берегли.
Миф может жить только в том случае если его считают единственно возможным. Быть противоречивыми - это особенность реальных фактов.
Тема действительно разработана мало. На то много причин. 1. Жизнь веселых кварталов эпохи Эдо, Мейдзи, начала ХХ века не изучалась в то время, так как тема считалась недостойной научного исследования. К тому же они жили достаточно закрытой общиной. Основными источниками, по которым сейчас приходится восстанавливать быт и нравы веселых кварталов, являются или художественные произведения или официальные распоряжения властей. И то и другое взгляд со стороны и не отражают всего многообразия жизни. 2. Тема действительно пикантная, что провоцирует создание самых диких измышлений. 3. В современной Японии гейши стали экзотикой для самих японцев. Очень невелик круг тех, кто может позволить себе пользоваться их услугами. Профессия специально окутывается покровом тайны. Когда-то я смотрел документальный фильм о гейшах. Авторы сетовали на то, что очень трудно собирать информацию и добиваться разрешения на съемки. Точных фраз я не помню, но было что-то вроде: «Легче снять подробный фильм о якудза, чем рассказать о гейшах».
Он может существовать в обертке "Фиг его знает, но все так говорят".
Сейчас понятно, что уже не докопаешься до того, что раньше было, раз в то время никто всерьез никакими исследованиями не занимался. Законы могут рассказать о том, как предполагалось (например, тот факт, что юдзё и гейшам надо было получать разные лицензии, а иметь две не дозволялось, свидетельствует о том, что гейшам не положено было оказывать сексуальные услуги за деньги). Но что там не самом деле было...)
Когда-то я смотрел документальный фильм о гейшах.
Не помнишь, какой?
Я тут смотрела что-то типа "Тайная жизнь гейш". Американцы, кажется, сняли. Ну, в качестве экспертов они позвали Голдена и Дэлби, это ладно. Но там и настоящие гейши тоже интервью и комментарии дают на камеру. Надеюсь, это не "подставные" японки, одетые в кимоно и посаженные в "национального" дизайна комнату.
К сожалению, не помню. Давно это было.