Практически в любом каноне так или иначе всплывает тему «Тони и его разумные изобретения». Очень часто в том контексте, что его создания — это еще и его друзья, его семья, его товарищи по играм, и все такое прочее.
НаволочкаВот этот прекрасный арт с малышом Тони и крошками-роботошками, а также тот факт, что в комиксный канон возвращают Йокасту (ее не Тони создал, а Альтрон, но Тони ее спасал, восстанавливал, дружил с ней, так что считается) заставили меня задуматься об этом аспекте его жизни и пристальнее присмотреться к тому, как я его воспринимаю.
Когда я рассматривала арт, я задалась вопросом: вижу ли я тут несчастного одинокого мальчика, ощущающего трагическую отстраненность от ровесников и собирающего себе «друзей», с которыми ему было бы интересно? Искушение сделать это действительно есть. Но потом я задумалась: мы так привыкли считать подобного рода взаимоотношения «суррогатом», что, кажется, перестали соотносить их с действительностью, которая уже сейчас окружает любого человека. Вот, допустим, виртуальное общение. Оно не тождественно «реальному», но для многих и во многих аспектах обслуживает те же интересы, дает те же эмоции и приводит к тому же результату: мы чувствуем себя совершенно социализированными и удовлетворенными в тех потребностях, которые обслуживает это общение. И фандомные всякие штуки — очень яркий тому пример.
В свете всего этого я скорее склонна думать, что это один из аспектов проявления гения Тони. Тут, конечно, замешаны и его травмы, связанные с проблемами с доверием, но все же больше всего проявляется та искра, которая в нем всегда была и есть. Он хочет создавать, творить, давать жизнь (пусть в не самом привычном нам смысле этого слова) и относится к своим созданиям очень по-человечески. Не только мысленно наделяет их личностными чертами, но и в действительности делает это.
И мы все больше видим, что его творения становятся полноценными героями и действующими лицами сюжета. Это началось еще давно, в комиксах — во времена третьего тома, в котором нам показали и Йокасту, и Пятницу (сейчас она вернулась и является достаточно заметной героиней серии). В муви с первого фильма у Тони был Джарвис (у кого повернется язык сказать, что Джарвис — не личность), Дамми, Ю тоже нельзя скидывать со счетов. И пусть трагическая нотка одиночества тут несколько отчетливее звучит, в целом это скорее светлая страница биографии Тони.
И, конечно, костюм Железного Человека — это великое изобретение Тони. Иногда он говорит, что самое великое. Но мне кажется, все же гораздо важнее вот эта его способность направить свои знания и способности в то конструктивное русло, которое не просто увеличит сумму технологий в мире, но и даст миру еще какое-то количество личностей, так похожих и не похожих на людей одновременно.
Вообще проблематика «одиночества гения» - она очень интересная. Но в каноне Тони она вдвойне интересна тем, что задвинута на дальний план, а одиночество, которое Тони испытывает, скорее связано не с его гениальностью как таковой, а целым комплексом других персональных качеств, которые «обеспечивают» ему проблемы с окружающими. И то, что у него есть помимо всего прочего еще и возможность найти себе компанию вот таким способом, мне кажется, прекрасно. А для нас интересно и необычно. Такой аспект жизни героя, который отличает его от большинства остальных.
@темы:
Tony is tony,
Marvel mind explosion