Не так давно довелось мне прочитать японскую новеллу "Пионовый фонарь" (автор - Санъютай Энтё). В общем и целом эта вещь достаточно мозговыносительна для современного европейца с точки зрения нравов, морали и социального поведения.
Меня же в ней заинтересовала еще одна вещь: в "Пионовом фонаре" дается достаточно подробное описание истории того, как живого человека стал преследовать дух, причем, описание самое что ни на есть классическое. Также приводится "рецепт" борьбы с этой напастью.
Собственно, мне это интересно потому, что во-первых, в нео-кайданах образ юрэй несколько видоизменен; во-вторых, современные японцы не прибегают к традиционным методам борьбы с нечистью, за что часто платят собственными жизнями. Между тем, у них есть развитая система ритуалов и множество талисманов, которые с большой долей вероятности могут спасти.
Не могу удержаться и процитирую в общих чертах заинтересовавшие меня места!Все, что курсивом, - мой вольный пересказ сюжета, чтобы не копировать много оригинального текста. То, что выделены жирным - выделено мной. Остальное принадлежит автору.
!
…О-Цую, дочь Иидзимы и Синдзабуро Хагивара полюбили друг друга с первого взгляда. Причем, ее чувство было столь сильным, что она готова была презреть все условности и запреты родителей ради счастья с любимым. Но в силу разных обстоятельств они вынуждены были надолго расстаться, а потом до Хагивары дошли слухи, что возлюбленная его умерла от тоски по нему.
Каково же было его удивление, когда однажды ночью она сама пришла к нему в дом в сопровождении своей служанки и сообщила, что слухи о ее гибели «были слегка преувеличены». Чувство вспыхнуло со старой силой, и девушка стала регулярно бывать у молодого человека в гостях. По ночам и со служанкой, да.
А дальше было вот что…
…Услыхав в покоях Харивары женские голоса, Томодзо* подкрался и заглянул за полог от комаров. Волосы у него встали дыбом, и он со всех ног бросился было за помощью к Юсао**, но был так перепуган, что вместо этого прибежал к себе домой и, весь дрожа, забился в постель. Только на рассвете он постучался в двери Юсая.
[…]
-С господином Хагиварой беда! […] Такое с ним, что не знаю, как быть… […] Каждый вечер к нему приходят ночевать женщины… […] Вышел я вчера по одному делу, возвращаюсь уже вечером, слышу – в покоях господина Харивары женские голоса. Подкрался я и заглянул… […] Гляжу, там сетка от комаров висит, а за сеткой сидят господин Хагивара с какой-то красивой женщиной. Сидят они и так любезно беседуют. Она просит ее не бросать, он отвечает, что в жизни никогда не бросит, пусть даже родитель твой, говорит, тебя выгонит из дома, все равно возьму к себе женой, а она клянется, что не бросит его, даже если родитель убьет ее…
-[…] Вся штука в том, что женщина эта – не просто женщина! […] Понимаете, сенсэй, заглянул я за полог и вижу, что на самом деле не красавица она, вся тощая, кожа да кости, лик у нее синий, с прически симада*** свешиваются космы волос, подола у нее нет, и вообще от бедер книзу ничего нет, и вот своей рукой из кожи да кости она вцепилась господину Хагиваре в шею, а господин сидит со счастливым лицом… Рядом сидит еще одна женщина в прическе марумагэ****, тоже тощая, одна кожа да кости. Поднимается вдруг она и идет прямо на меня, и подола у нее тоже не видать, от бедер книзу ничего нет, совсем как привидение, как рисуют на картинках…
(Дальше Юсай идет к Хагиваре, чтобы посмотреть на его лицо и увидеть или не увидеть на нем тень смерти, которая якобы скоро придет к человеку, связавшему с привидениями. Убеждается, что да, печать призрака имеется. Юсай рассказывает ему всю эту историю, и Хагивара отправляется искать информацию. Выясняет, что возлюбленная его действительно умерла, а вместе с ней и ее служанка. И на могиле служанки установлен фонарь с колпаком в виде пиона. В ужасе Хагивара просит Юсая помочь ему. Тот говорит, что сам ничего сделать не может, но предлагает действенный метод)
-Нет, гадания против привидений бессильны. А вот напишу-ка я господину Рёсэки, настоятелю того самого храма Симбандзуй-ин! Он человек огромного ума, искушенный в молитвословиях… […] Отнесите ему мое письмо и попросите помочь.
Настоятель действительно владеет рецептом избавления от злого фатума в лице призрака
-Призрак преследует тебя не из злобы, но от большой любви.- Говорит он Хагиваре. - Весь ужас и вся неизбежность судьбы твоей в том, что тебя на протяжении вот уже трех или четырех существований, умирая и вновь рождаясь, меняя свой облик, любит одна женщина. Судьбы избежать невозможно. Но чтобы отогнать призрак, я вручу тебе могучий талисман, именуемый «кай-оннёрай», и вознесу молитвы за умиротворение голодной души этой женщины. Что касается талисмана, то он из чистого золота, и поэтому его следует беречь от чужих глаз. […] Ты получишь талисман в ларце и будешь носить его либо в поясе, либо за спиной.
Далее, я вручаю тебе сутры «Убодарани», возьми их, будешь читать вслух. Название из означает «Дождь сокровищ», ибо, когда их читают, всевозможные драгоценности дождем сыплются с неба. Можно подумать, будто это сутры для исполнения алчных желаний, но это не так. Талисман «кайоннёрай» имеются так потому, что к уверовавшему к нему нисходит будда Нёрай по имени Кайон – Шум Моря. А сутры «Убодарани» Скакья-Муни некогда вручил отшельнику Мёгэцу, когда тот попросил будду дать денег для помощи беднякам, страдающим от мора… И еще ты возьмешь вот эти ярлыки-заклятия. Ты оклеишь ими свое жилище так, чтобы привидения не смогли проникнуть к тебе, и будешь читать сутры.
Собственно, дальше история развивается следующим образом: сутры, заклятия и талисман действительно помогли, и привидения не смогли проникнуть в дом. Но привидения подкупают Томодзо, уговаривая его за большую плату снять ярлыки и выкрасть талисман. Алчный Томодзо соглашается и при помощи жены проделывает все это. И это в итоге приводит к гибели Хагивары.
…А потом сюжет делает один неожиданный поворот, но тут я уже спойлерить не буду)))
*По сюжету – бедняк, который, по сути, был в услужении у Хагивары, а вообще снимал у него пристройку возле его дома
**По сюжету – гадальщик-физиогномист, который также живет у Хагивары
***Прическа молодой женщины с узлом на затылке
****Прическа, которую носили японки после замужества
P. S. Если вдруг кто заинтересуется, у меня есть электронная версия полного текста.
@темы:
КОНЦЕПТуальная трава,
РазМЫШлизмы,
Кайдан