Что-то многие "Стиляг" ругают... А я прямо даже не поучаствовала в обсуждении фильма.
Мышатинка поборола природную лень и написала пару слов.
Пара слов"Стиляги" - это история о людях, которые хотели "быть не как все", но на поверку оказались самыми простыми человеками с присущими им слабостями. Да и нельзя сказать, что все персонажи как-то особенно серьезно относятся к своему "статусу стиляг". Кажется, на самом деле это важно только для одного человека из главных героев.
Судите сами.
Фред - сынок богатых родителей, которые сквозь пальцы смотрят на забавы сына, позволяя великовозрастному лоботрясу водить друзей в семейную квартиру, тратить денежки, заработанные отцом и ублажать девочек, клюнувших на эту красоту. Они, родители, спокойны, потому что знаю - в нужное время сын бросит эти глупости и выберет то, что на самом деле обеспечит ему хорошее будущее. Что, собственно, и произошло.
А пока у молодого человека налицо желание завоевать расположение ровесников. Ему очень хочется, чтобы с ним дружили, его любили, им восхищались. Щедро одаривая приятелей тем, что им, в большинстве случаев недоступно, он получает все, чего хочет. Для него быть стилягой - не цель, для него быть стилягой - средство. Шкурка, в которой он "свой" в компании, в которой так комфортно (ведь тебя любят, тобой восхищаются, ты ощущаешь себя с одной стороны, не таким, как все, с другой - среди своих), что, вроде, и не хочется ее скидывать. Но наступает время линять...
Кто те люди, которых собирает вокруг себя Фред? Какой-то процент - привлеченные шуршанием бумажек и блеском золотой искры на заграничной ткани; какой-то процент - "убежденных стиляг", которые верят, что юбка вразлет дает свободу, а яркий галстук - символ вознесения над толпой; какой-то процент скучающих интересантов ("Польза" из таких); какой-то процент желающих просто весело жить и не заморачиваться на Комсомольские собрания.
И вот наш ГГ, Мэлс, попадает в эту чудную компанию. Отметим, что он не столько привлечен "другой жизнью", сколько ведом сердцем, полюбившим девушку из этой странной компании. Сначала стиляги кажутся ему странными, непонятными и даже отталкивающими.
В фильме, имхо, использован довольно интересный прием: все окружающее показывают нам глазами героев. Достаточно вспомнить сцену, в которйо Мэлс смотрит в замочную скважину на веселящихся стиляг. Паяц, потерявший человеческий облик; девушка, поднимающая юбку так, что видно подвязки и даже то, что выше; странно извивающиеся тела, слившиеся в отвратительно-низменном экстазе. Такое может привлечь? Вряд ли. Это потом Мэлс изменит свое мнение, и линза камеры сменится, и будни стиляг станут романтичными, красочными и томными. В первой сцене перед нами полулюди, которые нашли яркие тряпки, косметику и алкогольный бар родителей.
Все больше погружаясь в среду стиляг, Мэлс все больше проникается их идеями. Кажется, ему все равно, во что верить и к чему стремиться. Куда вывезет кривая, туда и направится. Его побудительным мотивом было желание добиться Пользы, но постепенно он замещается (тем более, и девушка сдается). Идея носить яркую одежду, играть на саксафоне, плевать на правила общества, в котором живешь, кажется все более и более привлекательной. До конца фильма он так и останется мальчиком в ярких коротких штанишках. Единственным из всей компании стиляг. Изменится Фред, попробовав "взрослой", затянутой в деловой костюм, жизни. Изменится Польза, принявшая решение родить ребенка, заведомо обреченного на всеобщее порицание. Изменятся старые приятели (вспомним разговор Мэлса и Фреда, никто, никто из стиляг не продолжил вести старую жизнь - кто пристроился, кто скатился, но яркий мирок рухнул, как рушатся замки из кубиков, когда подросший ребенок решает прокатиться по комнате на велосипеде). Маска, примеренная случайно, прирастает к лицу нашего героя и застит глаза. Он не видит реальности, не желает признавать ее. Он навсегда останется смешным мальчиком в зеленом пиджаке, с горящими глазами наблюдащим за мельтешением ярких тряпок в толпе.
Это фильм о том, что "быть другим" - не значит, эпатировать общество. Это не значит "читать не то, что все", "слушать не то, что все". Погруженные в самообман, эти люди теряют связь с реальностью. Не успев вырасти, они остаются вечными страдающими детьми. Непризнанными гениями, которых раздражают друзья в деловых костюмах и жены с плачущими детьми. Это фильм о том, что "казать другим" - не значит, "быть другим". Это фильм о том, что "быть стилягой" - не филосия, а форма существования. Очень краткая у тех, кто способен за внешним видеть внутреннее.
А что до отражения советской действительности... Все это мы видим глазами стиляг. Недаром действия массовки подчеркнуто, бесстыдно, чудовищно карикатурны. Неужели можно верить, что кто-то вспоминает советскую действительность - именно так?
P. S. Мне фильм понравился. Уж всяко больше усыпанного комплиментами "ОО", который я даже не смогла досмотреть до конца, слиняла из зала.
"Стиляги"
Что-то многие "Стиляг" ругают... А я прямо даже не поучаствовала в обсуждении фильма.
Мышатинка поборола природную лень и написала пару слов.
Пара слов
P. S. Мне фильм понравился. Уж всяко больше усыпанного комплиментами "ОО", который я даже не смогла досмотреть до конца, слиняла из зала.
Мышатинка поборола природную лень и написала пару слов.
Пара слов
P. S. Мне фильм понравился. Уж всяко больше усыпанного комплиментами "ОО", который я даже не смогла досмотреть до конца, слиняла из зала.