Посмотрели вчера "Гори, гори ясно".
Я эту ленту ждала, сильно на нее рассчитывала... И в итоге осталась ужасно разочарована.
Что-то нам прямо с прошлого года и знаменательного просмотра "Дома, который построил Джек" не везет на кино. Куда ни попытаемся бросить свой взор - то говно попадется, то душу вытрясут и порвут на клочки. Интересно, я увижу в этом году хоть что-нибудь приличное?
Впрочем, ладно, оставлю плач Ярославны, вернусь к фильму.
Вчера я была просто разочарована. Сегодня я еще и расстроена. Потому что я немного подумала об этом фильме - и я вижу в нем очень много ужасного и неправильного.
Под катом будут спойлеры.
Как мне кажется, это фильм о лицемерии и предательстве. Позвольте слегка развить мою мысль
Маленький мальчик, всю свою недолгую жизнь бывший сущим ангелом, начинает взрослеть. И с ним происходят очень странные и даже пугающие вещи. Мальчик, конечно, совершенно особенный, поэтому и происходящие с ним изменения особенно страшные и особенно пугающие. И зритель, конечно, знает, где зарыта собака (то есть, космический звездолет), и как личность вне контекста очень быстро теряет интерес к тому, чтобы сострадать герою. Но для окружающих его включенных в контекст мира людей ситуация выглядит совершенно иначе. ...Или нет?
Возможно, непродолжительный метраж тому виной, возможно - странность съемок или недостатки сценария, но складывается полное ощущение, что при первых же признаках "всякого" от мальчика отворачиваются почти все - в том числе и люди, которые, по идее, должны быть на его стороне всегда.
Отец истерит и тут же "вспоминает", что история появления сына в их семье... скажем так, странная. Небрежно роняет "может, и он убил". Как будто это самая естественная вещь на свете - с ходу подозревать своего 12-летнего ребенка в похищении и убийстве.
Родная тетка в лицо заявляет, что ей нужно "доложить" о прогрессе в деле о насилии над одноклассницей, а она не видит, за что могла бы зацепиться. Такая принципиальность, вне всякого сомнения, делает ей честь, но я не вижу за ней искреннего желания помочь и добиться правды. Я вижу желание спихнуть обузу и быстрее забыть все это. Дальше она же демонстрирует великолепный выверт в стиле: "Зачем ты пришел ко мне домой ночью? Ты маленький, тебе нельзя гулять в темноте. А ну звиздуй домой к родителям быра". При этом она даже не чешется позвонить родителям или, например, оставить у себя мальчика (с которым уже и так не все в порядке), пока эти самые родители не приедут и не заберут.
Ее муж в принципе чувак отмороженный и, кажется, при первой же возможности "вешает" на пацана все возможные грехи.
В общем, все родные так быстро отворачиваются от него, что невольно закрадывается мысль: а насколько в таком случае не прав наш герой, обладающий явно какой-то другой системной ценностей, нежели земляне? С чего бы ему тогда быть гуманным к ним, если они делают все, чтобы спровоцировать?
И для всех как будто не было тех 12 лет, которые мальчик провел рядом с ними, ничем не проявив свой злобный нрав. Они реагируют на него, как на опасного незнакомца, а не родного человека, столкнувшегося с проблемами. То есть, да, сложно навязчивое желание убивать назвать просто "проблемой", но они ведь этого изначально не знают. И все же вместо того, чтобы поддержать, отталкивают его от себя.
С другой стороны медали еще более неприятная мысль: то, что все эти люди так ведут себя, но все их подозрения в итоге подтверждаются (это все-таки не социальная драма об одиночестве подростка), невольно наталкивает на идею... что подобное поведение может быть логичным, правильным и оправданным. Предай родного человека, если тебе что-то не нравится, вдруг он опасный маньяк и тем самым ты спасешь себе жизнь! Не пытайся вникнуть в проблемы, зачем они тебе, просто отстранись! Обходи любого, кто не оправдывает твои ванильные ожидания и выбивается из системы, а если не можешь обойти, пни!
А что не так? Они все реагировали подобным образом и оказались правы. Были бы еще осмотрительнее, могли бы и не пострадать.
Единственный человек во всем этом паноптикуме, который вызывает какое-то сочувствие, - это мать. Да, ее в итоге происходящее тоже сломало, но я верю, что ее слова перед ненанесенным ударом были искренними. Просто она решила, что "любить" не мешает "убить", если на кону жизнь всего городка (или человечества, тут уж как пойдет).
И как-то мне все эти выводы не нравятся. Я полагаю, фильм с точки зрения морального посыла вредный и неправильный.
Но зато он заставляет задуматься о многих вещах. О монстрах внутри нас. О том, что такое гуманность.
И весь этот сюжет завернут в обертку анти-супергеройского кино (что меня и привлекло). Это как "вотиф" внутри основного таймлайна Марвел. "А что было бы, если бы Супермен оказался... плохим?" Посмотрев фильм, можно увидеть ответ на этот вопрос. Но прямо далеко не факт, что он вам понравится.