Я как-то писала, что первое, чему учат комиксы, - это смирение. Осознание того факта, что канон, вполне вероятно, так и останется не до конца освоенным, потому что не в человеческих силах осознать и запомнить все-все-все, особенно если угораздило влюбиться в топового персонажа, который, к тому же, десятилетиями присутствует в пантеоне. Это, знаете, как топорный антикризисный менеджмент в области, о которой ты узнал вчера: только в одном углу разгребешься, оказывается, что в комнате их пятнадцать (а не тринадцать, как ты до этого думал), другие углы гораздо более пыльные, и вообще, начинать надо было в трех шагах от середины.
В этом есть своя светлая сторона, особенно если проникнуться. И, кстати, могут быть удивления. Я до сих пор помню свое офигение, когда читала линейки про первых-новых Стражей (то есть, со второго тома и дальше), а потом они взяли и ЗАКОНЧИЛИСЬ. Такая обида, вы не представляете. Как они посмели заканчиваться, когда я тут такая восторженная только вошла во вкус? К счастью, оказалось, что есть еще Аннигиляция, Аннигиляция.Завоевание, и в общем, я чуть не пожалела о своем энтузиазме, потому что мозг закипел очень быстро.

Но я сейчас хочу не об этом.

А о том, чему еще учат комиксы.
Они учат, что все проходит, и это пройдет.
Еще здорово смещаются приоритеты - ну, по крайней мере, у меня так получилось. Если поначалу больше всего опасаешься, что с героем что-нибудь сотворят (убьют, уложат в кому, запрут в какой-нибудь карманной Вселенной, чтобы под ногами не путался), то потом начинаешь бояться, как бы герой что-нибудь не сотворил, с чем потом не сможет или не захочет жить, и что даст поводы нелюбителям его радостно злословить. Ну, а в случае с конкретно Тони - что он в очередной раз кругом будет виноватым, а кто-нибудь другой на коне весь в белом. Или с Питером Квиллом - что его снова перелицуют на новый лад, и перестанешь узнавать волшебного звездного мальчика в свежем гриме. По поводу Стрэнджа каких-то конкретных опасений у меня пока не выработалось. Мне кажется, он как резиновый мячик - пружинит от всех проблем. Страдает в процессе, конечно, что он, не человек, что ли? Но в целом хорошо держится, у него крепчайшая нервная система, кто другой давно бы сидел в комнате, обитой белыми матрасами, и глупо хихикал, глядя на вилочку. Свежий канон Стрэнджа - как ни парадоксально, мое happy place, невзирая на все проблемы героя. И голубые мозговые слизни, конечно, их тоже нельзя забывать.

В традиционной японской культуре определенного периода (как минимум) одно из ключевых понятий - осознание того, насколько преходящей является красота и вообще все: радость скоротечна, все мы лишь лепестки сакуры, цветущей несколько дней, и скоро будем унесены легкими порывами весеннего ветерка, поэтому надо жить здесь и сейчас, но держа в голове, что это лишь мгновенье в потоке вечности - вот это все.
Комиксы в этом смысле - полная противоположность. Сейчас все плохо? Не надо напрягаться, надо радоваться - завтра будет еще хуже по-другому. Это меняет направление и градус восприятия каждого значимого события. Да, начинаешь меньше переживать по каким-то поводам (кроме собственно момента переживания эмоции, потому что когда читаешь что-нибудь душераздиратльное, конечное, волнуешься), обрастаешь коркой, из которой местами торчат тридцатисантиметровые иглы, смело говоришь всему миру: "Еще посмотрим, кто будет смеяться следующим по списку", и так далее.
Но зато начинаешь мыслить на перспективу, смотреть скорее в будущее, а не настоящее, пытаться как-то просчитать планы глубокоуважаемых авторов (обычно зряшное занятие, но увлекательное, как ни крутите), а то и падаешь в омут конспирологических теорий (еще более зряшная затея, но мне почему-то ужасно нравится). И вообще, с надеждой смотришь в будущее. И чем настоящее для героя хуже, тем больше этой самой надежды во взоре.
Для меня с моим характером и моими личными заморочками это скорее хорошее явление. Позитивное. Оно и дает некоторую уверенность (пусть не в том, что все будет хорошо, но хотя бы в том, что все будет, и будет по-другому), и обещает историю с продолжением, и в целом как-то бодрит. Да и Тони с его несгибаемой волей и в целом оптимистичном характером (другой бы на его месте еще где-нибудь на уровне Tales of Suspense заполз под камушек и сдох по собственному желанию) очень к тому располагает.

Мне кажется, если кто-нибудь когда-нибудь будет составлять какой-нибудь докУмент типа: "Памятка для тех, кто готовится открыть свой первый комикс", эпиграфом, первой строчкой и рефреном этого сочинения должна быть фраза "И это пройдет". Чтобы подготовить, так сказать, не окрепший дух юного падавана к тому, что его ожидает. И к тому, что это не страшно.