Олдскульные комиксы заставляют меня задуматься, почему же Тони стал Железным Человеком.
Не впервые надел костюм - с этим все понятно, и эту историю знает каждый, кто знаком хотя бы с муви, общая канва сохраняется на протяжении всех десятилетий. А почему он остался и дальше Железным Человеком, героем, который инкогнито помогает людям там, где бессилен гений, милитарист и миллиардер Тони Старк.
Почему же? (небольшая простынка на эту тему)Если говорить, например, о муви, в первом фильме ЖЧ большое внимание уделено собственно мотивации героя, причинно-следственной связи его поступков. Нам показывают стремительную, но вполне достоверную эволюцию от кидалта, даже не задумывающегося о последствиях своих поступков, до человека, движимого чувством вины и осознанием того, что его способности и ресурсы могут быть направлены на помощь людям.
Тут есть и мотивация со стороны (Йинсен), и чувство вины (Йинсен), и вопрос опосредованной персональной ответственности (оружие продавали не в те руки из-под полы, а ОН даже не подумал об этом), и тема предательства изнутри (Обадайя), и даже социально-политический аспект (кто террорист, по кому бьет, что чувствуют жертвы, и так далее).
Тем примечательнее, что в ранних комиксах всего этого... просто нет.
Нет парадокса "пострадал от собственного оружия" (мина была не производства СИ).
Нет раскаянья за "без вины виноватость" (у супостатов не было оружия Тони изначально, и он им ничего не построил).
Нет политического аспекта (Тони не перестает потом делать оружие для армии, напротив, его участие в вооружении Штатов в последующих выпусках неоднократно подчеркивается, и это подается как гражданский подвиг).
Нет даже слишком острого переживания на тему "он погиб, чтобы жил я, но чего я стою?"
Что тут есть, так это гениальное изобретение с целью освободиться из плена. Гибель Йинсена в пользу того, чтобы Тони жил, - но, что примечательно, тут же получившая отмщение от рук Железного Человека (то есть, травма отработана).
То есть, у нас есть полная история пленения, избавления и отмщения и просто побочный продукт этого события - костюм Железного Человека. Никаких особенных эмоциональных переживаний на тему всей этой истории не отмечается.
В принципе, ничто не мешает Тони забыть этот эпизод своей биографии и вернуться к почти обычной жизни.
Между тем, уже в следующем выпуске "голос за кадром" знакомит нас с тремя ипостасями Тони Старка.
Технический гений на службе родного правительства.
Светский лев и дамский угодник.
...И Железный Человек - герой, сражающийся на благо простых людей.
Складывается впечатление, что Тони как-то даже не особенно и раздумывал, стоит ли ему продолжать славные подвиги, начало которым было положено в плену у вражин.
Ни рефлексии, ни чувства вины, ни темы "он перековался и теперь не такой".
Скорее появление Железного Человека рассматривается как момент откровения: Тони понимает, что он может помогать людям еще и ВОТ ТАК. И ему в общем и целом даже в голову не приходит "повесить костюм в шкаф" и продолжить жить почти той же жизнью, что и раньше (за исключением пластины, которая сильно отравляет ему существование, но в общем и целом сама по себе никак не обязывает быть ЖЧ).
И это, как мне кажется, очень интересный момент, который много говорит и о старых комиксах, и самом Тони.
Оставим в стороне внесюжетные факторы. Подумайте: человек, и без того немало делающий для своей страны, в силу трагических обстоятельств обнаруживает дополнительную возможность служить обществу. Она ни к чему особенно его не обязывает, внутренней мотивации, замешанной на чувстве вины, у него не появилось. Но тем не менее этот человек не только не отказывается от этой возможности, но и с радостью хватается за нее. При этом не отказывается от всех остальных обязательств перед обществом, которых у него и так в количестве.
Вы все еще верите в историю о эгоистичном злом богаче, который все делает исключительно в своих интересах? Зря, Тони у Марвел совершенно не такой.
Мне кажется, наиболее верно свою позицию относительно супергеройства Тони высказывает в версе Marvel Adventures: Iron Man. В финале первого выпуска, который более или менее аккуратно преподносит уже известную нам историю, Тони говорит: "...И если у меня есть возможность творить добро и даже получать удовольствие в процессе, - что ж, это замечательно, это по мне".
Я бы не сказала, конечно, что 616!Тони получает какое-то исключительное удовольствие от своего геройства. Мы еще вернемся к этому вопросу и проблематике "самого трагического человека на Земле". Но то, что он добр, благороден и сострадателен, пользуется любой возможностью, чтобы помочь, - это каноничный факт. Возвращаясь к началу поста, стоит отметить, что сначала это может быть не совсем понятно, но постепенно кристаллизуется именно эта цель.
Многие ли люди поступили бы в аналогичной ситуации точно так же? Что-то мне подсказывает, что нет. Гораздо проще не взваливать на себя эту ответственность, не заморачиваться на сохранение тайны личности, не подвергать себя постоянной опасности. И то, что Тони, похоже, даже не рассматривал всерьез возможность "собрать портфель, пойти домой", очень многое, как мне кажется, о нем говорит.
Почему Тони становится Железным Человеком
Олдскульные комиксы заставляют меня задуматься, почему же Тони стал Железным Человеком.
Не впервые надел костюм - с этим все понятно, и эту историю знает каждый, кто знаком хотя бы с муви, общая канва сохраняется на протяжении всех десятилетий. А почему он остался и дальше Железным Человеком, героем, который инкогнито помогает людям там, где бессилен гений, милитарист и миллиардер Тони Старк.
Почему же? (небольшая простынка на эту тему)
Не впервые надел костюм - с этим все понятно, и эту историю знает каждый, кто знаком хотя бы с муви, общая канва сохраняется на протяжении всех десятилетий. А почему он остался и дальше Железным Человеком, героем, который инкогнито помогает людям там, где бессилен гений, милитарист и миллиардер Тони Старк.
Почему же? (небольшая простынка на эту тему)