Добрая девочка Мышушка разрекламировала среди меня фильм "Меланхолия". И даже подкрепила свою кампанию высказыванием, что очень хочет узнать мое мнение о картине. И как я могла после этого не?
Вчера торжественно заценили сию ленту. И я сегодня даже готова высказать некое подобие внятного мнения.
Фильм, конечно, ооочень... странный. Я, конечно, понимаю, что это Ларс фон Триер, и шо же вы еще хотите, и все такое. Но странность ленты, особенно в первой части, переходит почти все мыслимые пределы.
Конец немного предсказуем. (с) Очень быстро у меня возникло ощущение, что главная героиня не шибко дружна с головой. Так и вышло. (с)
К фильмам и книгам про откровенные психические девиации у меня отношение особое, и в целом впечатление очень сильно зависит от одной вещи. Если у меня возникает ощущение, что автор в терапевтических целях выплескивает на зрителей (читателей) свои собственные фобии, я это нормально воспринимать не могу. Поэтому, например, мне откровенно не понравился роман "Числа" Пелевина, хотя этого писателя в целом я очень люблю, и написано весьма талантливо. Но тут для меня все в порядке: нет чувства, что фон Триер сам страдает и нам показывает.
Хотя, сюжет, конечно, сверх странный. Все как будто подталкивает нас к мысли, что это не "взаправду". Понимаете, когда смотришь откровенный фильм-катастрофу (ну, там про цунами, ледниковый период или еще какую напасть), всегда приходится внутренне принимать некий процент условности всего происходящего. Отправной точкой всегда является альтернативность и мира, и истории, вне зависимости от того, переносится действие в будущее или разворачивается в настоящем. Здесь же нам по серьезке начинают рассказывать про конкретный мир, конкретное время, и вообще, во многом картина похожа на бытовую зарисовку, где все настоящее. И вот на фоне всех этих сурово серьезных декораций прилепленной картонкой маячит псевдо-Нибиру с откровенно говоряще-ходульным названием "Меланхолия". И все рассуждения героя-ученого, и паника-паника в этих наших Интернетах - ну, это реально даже смешно выглядит, абсолютно ненатурально. Именно по этой причине у меня сформировалось некое мнение, которое я озвучу ближе к концу своего поста.
А пока, значит, у нас не очень здоровая на голову тетка рассекает по замку в свадебном платье, ошалело пырится в пространство, мочится и занимается случайным сексом на поле для гольфа, ссорится со всеми подряд и откровенно портит свадьбу себе и всем окружающим. И дальше все продолжается в том же духе, а личные половые трудности отдельно взятой тетки плавно стыкуются с большим Армагедецом для всей планеты.
В общем-то, я бы выделила в фильме две мысли, которые затронули лично меня.
Первая - это перепевка старого вопроса "Быть или казаться?" И тут я, внезапно, на стороне главной героини, а не ее сестры-формалистки.
Вторая - идея самопожертвования ради других. В общем-то, как бы то ни было, но именно дурная героиня успокоила ребенка, и тот встретил столкновение планет спокойным и умиротворенным.
И тут, раз уж разговор зашел о столкновении планет и финале, вернусь к своей идеи касательно фильма. В общем-то, я лично считаю, что всего этого просто тупо не было. На это меня наталкивают "рамочная" композиция сюжета, откровенная картонность всей этой ситуации с "Меланхолией" и некоторые моменты в поведении старшей сестры. ИМХО, первая сцена, в которой героиня открывает глаза (а дальше нас радуют душевным видеорядом про тонущим в почве людей и коней, падающих с неба дохлых птиц и прочие прелести апокалиптической реальности), - это то, что происходило ПОСЛЕ торжественного восседания в шалаше. То есть, поглючились-поглючились - и ладушки, надо теперь представлять последствия столкновения.
Ну, и собственно, мы имеем довольно прозрачную метафору клинической депрессии, в которую впала героиня. Как кто-то метко написал в рецензии на "Афише", "меланхолия разрастается, приобретая размеры планеты", и на всех порах несется сталкиваться с суровой реальностью.
Правда, при таком раскладе мы в полный рост сталкиваемся с важным вопросом: а что тогда из показанного реальность, и что глюки? Самоубийство мужа, метания старшей сестры - очевидно, глюки. А остальное? Особенно меня интересуют сцены с ребенком. Глюки вообще все, от начала до конца, или все же члены семьи решили подыграть сумасшедшей, приняв участие в сценке "я и мама сидим в шалаше, щас как йобнет". Что-то я сомневаюсь, потому что какая ж мать даже заради сестры подвергнет психику ребенка такому испытанию?
Есть еще один вариант, он мне пришел в голову, пока я писала этот пост. Возможно, глюки не все, а только то, что происходило после ночи прохождения "Меланхолии" рядом с Землей. Согласитесь, ситуация странная: планета пролетела рядом, а потом одумалась, развернулась и прицелилась получше прямо в нашу Землю. Шиза на марше, не иначе. Вполне вероятно, что все-таки все обошлось, а дальше уже народу посшибало крыши и чердаки. И кстати, при таком раскладе вполне вероятно, что течь дала крыша старшей сестры. Тогда можно объяснить и ее активное участие в ситуации, и участие ребенка во всей этой беготне, и "самоубийство" мужа, и прочее-прочее-прочее. Это, конечно, слегка замороченный вариант. Но я, наверное, пока остановлюсь на нем.
Правда, это только если пытаться найти какой-то реальный пласт в этом фильме. Если принять весь сюжет как одну большую метафору, вопрос, кто там сумасшедший, и насколько, отпадает сам собой.
В общем и целом. Ммм... Вот честно, я бы не стала этот фильм всерьез кому-то строго советовать. Он подойдет тем, кто любит неспешные ленты с легким (?) налетом возвышенного сумасшествия; рафинированным девам с "синдромом поиска глубокого смысла" и тем, кто любит "кино не для всех". Если вы к этим категориям не относитесь, и не чувствуете в себе "особого" настроения, обеспечивающего хорошее восприятие таких картин, стоит сто раз подумать, прежде чем покупать на "Меланхолию" билет.